Факторы, влияющие на формирование навыка письма непривычной пишущей рукой

Современный уровень развития судебно-почерковедческой экспертизы позволяет решать широкий круг задач идентификационного, диагностического и ситуационного характера. Сказанное в полной мере относится к исследованию рукописей, выполненных с переменой пишущей руки. Значительная трансформация признаков при письме непривычной рукой приводит к резкому снижению идентификационной информативности данных почерковых объектов. Анализ практики показывает, что письмо непривычной рукой, являясь специальным объектом почерковедческой экспертизы, не часто, но с определенным постоянством встречается в экспертной практике. В этом случае перед экспертом стоит две задачи: установить сам факт исполнения текста непривычной для пишущего рукой и выявить те признаки почерка, которые позволят идентифицировать исполнителя (признаки, присущие почерку конкретного человека, независимо от того, какой рукой он в данный момент пользуется).

Следует признать отсутствие целостной методики проведения экспертизы рукописей, выполненных непривычной пишущей рукой. Существующие методические рекомендации, содержащиеся в разных литературных источниках, отражают лишь отдельные особенности исследования данных почерковых объектов (рукописи, выполненные намеренно измененным почерком; с подражанием другому лицу).

В криминалистической литературе нет единства мнений по поводу понятия навыка письма непривычной пишущей рукой, отсутствуют сведения о влиянии специальной тренировки на его формирование. Обычно формирование такого навыка связывается с длительностью упражнений. Такой точки зрения придерживались Э. Б. Мельникова, А. И. Манцветова, В. Ф. Орлова, М. С. Еливанова и др.[2]

Исследователи выделили две типичных экспертных ситуации: 1) отсутствие навыков письма левой рукой; 2) наличие навыков. К последней были отнесены почерки левшей, амбидекстров, лиц, потерявших правую руку и т. п. Дальнейшая систематизация почерка показала, что при отсутствии специальной тренировки в письме непривычной рукой в почерках разных лиц в пределах малой степени выработанности также наблюдаются существенные отличия в темпе письма и координации движений. Это позволило  предложить, что у некоторых людей есть способность к письму левой рукой, которая не связана со специальной тренировкой и зависит от влияния разнообразных психофизиологических факторов, самым существенным из которых является степень способности быстро реагировать на изменения в окружающей среде.[3]

Дальнейшие исследования показали наличие автоматизмов – бессознательного выполнения отдельных компонентов движений при письме, характерных для почерка конкретного человека, которые проявляются даже в случае перемены пишущей руки. Это связано с тем, что при письме непривычной пишущей рукой основное внимание исполнителя сосредоточено на содержании текста, а не на форме. И хотя зрительный контроль за выполнением рукописи при перемене руки усиливается, его все же недостаточно, чтобы полностью избежать автоматизмов.

Это обусловлено, в том числе, тем, что в результате взаимодействия левого и правого полушарий головного мозга на симметричный исполнительный орган переносится часть двигательных навыков привычной руки. [4] Таким образом, исследования подтверждают возможность выявления признаков почерка, которые одинаково проявляются у конкретного исполнителя, независимо от того, какой рукой он пишет.

К признакам, позволяющим установить сам факт перемены руки, относится, например, замедление темпа письма. Установлено, что признаки замедления темпа письма после специальной тренировки проявляются в меньшем объеме, однако в целом рукописи выполняются по-прежнему в медленном темпе, и лишь в отдельных случаях в результате специальной тренировки появляется средний темп.

Такие показатели темпа письма, как степень связности, конструктивное строение букв, в результате упражнений существенно не изменяются. О более быстром темпе свидетельствуют меньшее количество тупых начал и окончаний, отсутствие необоснованных остановок пишущего прибора, более устойчивый нажим.

Изучение трансформации идентификационных общих и частных признаков почерка под влиянием специальной тренировки в письме непривычной пишущей рукой показало, что формирование навыка письма непривычной исполнительной системой происходит постепенно и не приводит к существенному изменению признаков без длительных специальных упражнений.

Следует заметить, что скорость приобретения навыка различается у разных лиц и носит индивидуальный характер. Непродолжительные специальные упражнения в течение 1-2 месяцев, как правило, не затрудняют возможность решения диагностической и идентификационной задач. Однако, как показали результаты эксперимента Исматовой Т.В., как диагностические, так и идентификационные признаки обладают разной степенью изменчивости под влиянием специальных упражнений. Изучение изменения скорости, темпа и координации движений под влиянием специальной тренировки показало, что в качестве доминирующей мотивации тренированности выступает увеличение темпа письма при относительно безразличном отношении к повышению координации движений. Исходя из этого, для получения достоверных выводов эксперту необходимо располагать сведениями об устойчивости и изменчивости идентификационных и диагностических признаков в результате специальной тренировки, а также знать характер и направление данных изменений.[5]

При выявлении в рукописи симптомокомплекса информативных признаков перемены пишущей руки нужно учитывать, что их объем и выраженность зависят от навыка письма непривычной пишущей рукой. Он, аналогично степени выработанного «родного» почерка, может быть низким, средним и высоким. Критерии, которые определяют признак, служат степень выраженности и частота проявления признаков необычности, а также степень неустойчивости общих признаков, которые отражают результаты и пределы снижения координации движении и темпа письма в почерке конкретного лица[6].

Тренировка значительно не влияет на формирование навыка письма, когда у человека уже сформирован почерк. Как бы он ни старался целенаправленно изменить свой почерк, взяв пишущий прибор в непривычную руку — не выйдет. В почерке всё равно будут отображаться устоявшиеся признаки письма, так как лицо, меняя руку, обращает внимание не на содержательность, а на форму элементов в целом. Не обладая специальными знаниями сложно подделать любой почерк настолько (не важно привычная пишущая рука это или нет), чтобы эксперт-почерковед не смог дать правильный вывод.

Обратившись в наш центр АНО ЭНЦ СЭИ «Созидание», вы получите бесплатную консультацию от нашего эксперта по интересующим Вас вопросам, а также узнаете точную стоимость и сроки выполнения экспертизы.

[2] Исматова Т.И. Теоретические и методические проблемы криминалистического исследования рукописей, выполненных с переменой пишущей руки. Автореферат. Волгоград, 2014. http://lawtheses.com/teoreticheskie-i-metodicheskie-problemy-kriminalisticheskogo-issledovaniya-rukopisey-vypolnennyh-s-peremenoy-privychnoy-p

[3] Исматова Т.И. Теоретические и методические проблемы криминалистического исследования рукописей, выполненных с переменой пишущей руки. Автореферат. Волгоград, 2014. http://lawtheses.com/teoreticheskie-i-metodicheskie-problemy-kriminalisticheskogo-issledovaniya-rukopisey-vypolnennyh-s-peremenoy-privychnoy-p

[4] Исматова Т.И. Теоретические и методические проблемы криминалистического исследования рукописей, выполненных с переменой пишущей руки. Автореферат. Волгоград, 2014. http://lawtheses.com/teoreticheskie-i-metodicheskie-problemy-kriminalisticheskogo-issledovaniya-rukopisey-vypolnennyh-s-peremenoy-privychnoy-p

[5] Филлипов А.Г. Вестник криминалистики, М.: Спарк, 2002, Стр. 76

[6] Исматова Т.И. Теоретические и методические проблемы криминалистического исследования рукописей, выполненных с переменой пишущей руки. Автореферат. Волгоград, 2014. http://lawtheses.com/teoreticheskie-i-metodicheskie-problemy-kriminalisticheskogo-issledovaniya-rukopisey-vypolnennyh-s-peremenoy-privychnoy-p