Экспертиза железнодорожных путей, сооружений и подвижного состава
Экспертиза железнодорожных путей, сооружений и подвижного состава — это один из видов, входящих в железнодорожно-техническую экспертизу, которая является разновидностью инженерно-технической экспертизы и представляет собой исследование, направленное на соответствие правильности возведения, проверку технического состояния верхнего строения пути (ВСП), железнодорожных сооружений и подвижного состава с целью обеспечения эксплуатационной безопасности железнодорожной транспортной системы и его бесперебойного функционирования.
В зависимости от поставленного вопроса, проводить исследование должен специалист, имеющий высшее техническое образование в отрасли железнодорожного транспорта, а также получивший дополнительное профессиональное образование в рамках необходимой специализации судебной экспертизы.
Объектами экспертизы выступают:
Верхнее строение пути (рельсы, шпалы, рельсошпальная решетка, балластный слой, разделительный слой, стыковые и промежуточные скрепления, подрельсовые основания, противоугоны, линейные конструкции: стрелочные переводы, глухие пересечения, уравнительные приборы)[1].
Железнодорожные сооружения (сооружения для высадки, посадки и обслуживания пассажиров, устройства для погрузки и выгрузки грузов, устройства, предназначенные для автоматической подачи связи с целью обеспечения безопасного движения поездов и др.).
Подвижной состав (пассажирские и грузовые составы, подразделяющиеся на тяговый подвижной состав – локомотивы и нетяговый подвижной состав – вагоны).
Экспертиза железнодорожных путей, сооружений и подвижного состава может потребоваться при различных ситуациях, некоторыми из которых являются:
проверка износоустойчивости, деформации, разрушения конструкций верхнего строения пути;
установление соответствий нормативным и методическим требованиям при возведении железных дорог;
определение причин выхода из строя подвижного состава, его отдельных частей и механизмов, а также других обстоятельствах, требующих проведение исследования специалистом, обладающим определенными знаниями;
установление конкретных данных о причине и обстановке произошедшей железнодорожной аварии.
Вопросы, которые могут быть поставлены на экспертизу:
— Находится ли конкретный объект в технически исправном состоянии, если нет, то в чем заключается неисправность?
— Соответствует ли состояние конкретного технического средства правилам эксплуатации?
— Правильно ли уложены рельсы на определенном участке пути?
— Имеются ли недостатки балластного слоя на определенном участке пути?
— Какая причина возникновения конкретного технического дефекта?
— Существовал ли этот дефект до аварии или он появился в результате аварии?
— Могли ли конкретные неисправности подвижного состава вызвать аварию, если так, то при каких обстоятельствах?
— Какие меры необходимо было предпринять для предупреждения аварии?
— Какой тормозной путь поезда при определенных условиях и др.?
Что включает в себя заключение эксперта/специалиста в области проведения экспертизы железнодорожных путей, сооружений и подвижного состава:
- Вводную часть (дата, время и место производства экспертизы; основание производства экспертизы, сведения об экспертном учреждении, а также фамилию, имя и отчество эксперта, его образование, специальность, стаж работы, ученую степень и (или) ученое звание, занимаемую должность; вопросы, поставленные перед экспертом, объекты исследований и материалы, представленные для производства экспертизы);
- Исследовательскую часть (исследуются характеристики, признаки и свойства объектов и материалов, представленных на исследования, применяются различные средства, методы и приемы исследования, проводятся лабораторные испытания);
- Синтезирующая часть (синтез и оценка, полученных промежуточных выводов);
- Выводы (ответы на поставленные перед экспертом вопросы);
- Иллюстрационная таблица.
[1] Железнодорожный путь: учебник / под ред. Е. С. Ашпиз – Москва: ФГБУ ДПО «Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте», 2021. С. – 5–6.