Экспертиза железнодорожных путей, сооружений и подвижного состава

Экспертиза железнодорожных путей, сооружений и подвижного состава — это один из видов, входящих в железнодорожно-техническую экспертизу, которая является разновидностью инженерно-технической экспертизы и представляет собой исследование, направленное на соответствие правильности возведения, проверку технического состояния верхнего строения пути (ВСП), железнодорожных сооружений и подвижного состава с целью обеспечения эксплуатационной безопасности железнодорожной транспортной системы и его бесперебойного функционирования.

В зависимости от поставленного вопроса, проводить исследование должен специалист, имеющий высшее  техническое образование в отрасли железнодорожного транспорта, а также получивший дополнительное профессиональное образование в рамках необходимой специализации судебной экспертизы.

Объектами экспертизы выступают:

Верхнее строение пути (рельсы, шпалы, рельсошпальная решетка, балластный слой, разделительный слой, стыковые и промежуточные скрепления, подрельсовые основания, противоугоны, линейные конструкции: стрелочные переводы, глухие пересечения, уравнительные приборы)[1].

Железнодорожные сооружения (сооружения для высадки, посадки и обслуживания пассажиров, устройства для погрузки и выгрузки грузов, устройства, предназначенные для автоматической подачи связи с целью обеспечения безопасного движения поездов и др.).

Подвижной состав (пассажирские и грузовые составы, подразделяющиеся на тяговый подвижной состав – локомотивы и нетяговый подвижной состав – вагоны).

Железнодорожное оборудование.

Экспертиза железнодорожных путей, сооружений и подвижного состава может потребоваться при различных ситуациях, некоторыми из которых являются:

проверка износоустойчивости, деформации, разрушения конструкций верхнего строения пути;

установление соответствий нормативным и методическим требованиям при возведении железных дорог;

определение причин выхода из строя подвижного состава, его отдельных частей и механизмов, а также других обстоятельствах, требующих проведение исследования специалистом, обладающим определенными знаниями;

установление конкретных данных о причине и обстановке произошедшей железнодорожной аварии.

Вопросы, которые могут быть поставлены на экспертизу:

— Находится ли конкретный объект в технически исправном состоянии, если нет, то в чем заключается неисправность?

— Соответствует ли состояние конкретного технического средства правилам эксплуатации?

— Правильно ли уложены рельсы на определенном участке пути?

— Имеются ли недостатки балластного слоя на определенном участке пути?

— Какая причина возникновения конкретного технического дефекта?

— Существовал ли этот дефект до аварии или он появился в результате аварии?

— Могли ли конкретные неисправности подвижного состава вызвать аварию, если так, то при каких обстоятельствах?

— Какие меры необходимо было предпринять для предупреждения аварии?

— Какой тормозной путь поезда при определенных условиях и др.?

Что включает в себя заключение эксперта/специалиста в области проведения экспертизы железнодорожных путей, сооружений и подвижного состава:

  • Вводную часть (дата, время и место производства экспертизы; основание производства экспертизы, сведения об экспертном учреждении, а также фамилию, имя и отчество эксперта, его образование, специальность, стаж работы, ученую степень и (или) ученое звание, занимаемую должность; вопросы, поставленные перед экспертом, объекты исследований и материалы, представленные для производства экспертизы);
  • Исследовательскую часть (исследуются характеристики, признаки и свойства объектов и материалов, представленных на исследования, применяются различные средства, методы и приемы исследования, проводятся лабораторные испытания);
  • Синтезирующая часть (синтез и оценка, полученных промежуточных выводов);
  • Выводы (ответы на поставленные перед экспертом вопросы);
  • Иллюстрационная таблица.

[1] Железнодорожный путь: учебник / под ред. Е. С. Ашпиз – Москва: ФГБУ ДПО «Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте», 2021.  С. – 5–6.