Экспертиза узлов и агрегатов

Экспертиза узлов и агрегатов это процесс всестороннего инженерно-технического исследования состояния, надёжности и функциональности отдельно взятых частей машин, приборов или конструкций, необходимых для диагностики, установления причин выхода из строя, подтверждения годности к эксплуатации либо обоснования потребности в ремонте/замене.

Узел конструктивно обособленный элемент машины или механизма, состоящий из нескольких взаимосвязанных деталей, объединённых общим назначением и функционирующих совместно. Например, двигатель автомобиля состоит из множества узлов, таких как блок цилиндров, головка блока цилиндров, поршневая группа и др.

Агрегат самостоятельная сборочная единица или устройство, включающее один или несколько узлов, предназначенных для выполнения определённой функции внутри сложной системы или машины. Агрегатом может считаться коробка передач, топливный насос, генератор электрического тока и прочие устройства.

Цель экспертизыоценить износ, обнаружить возможные дефекты и сделать выводы о качестве изготовления, уровне безопасности и оптимальности функционирования конкретных узлов и агрегатов.

Узлы и агрегаты классифицируются следующим образом:

По принципу конструкции:

Деталей узлами называют группы деталировок, агрегатамиобъединения нескольких узлов.

По сфере применения:

Узлы общего назначения (приводы, опоры, крепления);

Специализированные узлы (топливные системы автомобилей, компрессорные установки, теплообменники).

По сложности сборки:

Простые узлы (ручные тормоза, амортизаторы);

Сложные агрегаты (гидромеханические коробки передач, турбины двигателей самолётов).

По режиму эксплуатации:

Постоянного режима (работают непрерывно, например вентиляторы охлаждения);

Периодически работающие (задействуются эпизодично, например стартеры авто).

Назначение и применение узлов и агрегатов

Узлы и агрегаты выполняют специфичные функциональные задачи, обеспечивают стабильность и надежность сложных инженерных систем. Они позволяют снизить стоимость обслуживания благодаря модульности конструкции и упрощению замены вышедших из строя компонентов.

Узлы и агрегаты применяются практически повсеместно в технике и машинах разных сфер:

  • Автомобили и спецтехника (двигатели внутреннего сгорания, рулевые механизмы, гидроусилители руля);
  • Железнодорожный транспорт (электродвигатели вагонов, автоматика тормозных систем);
  • Энергетика (турбинные генераторы электроэнергии, трансформаторы напряжения);
  • Авиация (шасси самолетов, авиадвигательные установки);
  • Строительная техника (насосные станции бетономешалок, гидравлика экскаваторов);
  • Судостроение (моторно-весельные комплексы кораблей, навигационное оборудование судов).

Распространённые неисправности узлов и агрегатов:

Деформация и трещины корпусов, валов, шестерён;

  • Быстрый износ трущихся поверхностей (колёс, роликов, подшипников);
  • Нарушения герметичности соединений, течи жидкостей (масла, топлива, антифриза);
  • Потеря устойчивости и вибрации, вызванные дисбалансом вращения деталей;
  • Загрязнения внутренних каналов охлаждающих систем, засорения фильтров;
  • Эрозия металла вследствие агрессивных сред или повышенной температуры;
  • Износ электрической изоляции проводов и контактов электрооборудования;
  • Выход из строя электронных блоков управления и микропроцессорных систем.

Этапы проведения экспертизы узлов и агрегатов:

  • Сбор исходных данных и постановка задачи: изучение документации, знакомство с объектом, фиксация первичных сведений.
  • Осмотр и диагностика: визуально-тактильный контроль, инструментальные измерения размеров, давления, скорости вращающихся элементов.
  • Разборка и дефектация: разборка исследуемого узла, обнаружение трещин, сколов, коррозионных поражений.
  • Лабораторные испытания: проведение анализов физико-механических свойств материала (прочность, твердость), исследование микроструктуры поверхности.
  • Обобщение результатов и подготовка заключения: формирование выводов.

Типовые вопросы, которые могут быть поставлены перед экспертом:

  • Какой реальный ресурс оставлен у изучаемого узла/агрегата?
  • Явились ли разрушения следствием неправильного монтажа или неверной эксплуатации?
  • Почему возникла аварийная ситуация и была ли возможность предотвратить её своевременным обслуживанием?
  • Можно ли восстановить узел или необходима полная замена?
  • Предложены ли экономически выгодные варианты устранения возникшей неисправности?
  • Существует ли риск повторного отказа аналогичных единиц оборудования?
  • Установлена ли необходимость увеличения сроков профилактических осмотров и интервалов сервисного обслуживания?
  • Необходима ли модернизация конструкции узла/агрегата для повышения его долговечности и энергоэффективности?

Обратившись в наш центр АНО ЭНЦ СЭИ «Созидание», вы получите бесплатную консультацию от нашего эксперта по интересующим Вас вопросам, а также узнаете точную стоимость и сроки выполнения экспертизы для того, чтобы вы смогли заказать инженерно-техническую экспертизу узлов и агрегатов.